Общественный транспорт Йошкар-Олы

Опросы
Активных опросов нет
Главная » История развития йошкар-олинского автобуса

Началом развития автотранспорта в нашей республике стало добровольное общество "Автодор" созданное в 1929 году, занимающееся строительством автомобильных дорог. В этом же году открылись первые курсы шоферов, как филиал Казанской автошколы. Для практического обучения будущих шоферов из Казани была привезена ходовая часть грузового автомобиля "Ford". Группой энтузиастов из числа первых, слушателей курсов шоферов был сделан первый автобус. Кузов автобуса был фанерный, обшит жестью и выкрашен краской вишневого цвета, а верх кузова и крыша краской цвета слоновой кости. Сидения были полумягкие, обиты черным дерматином и располагались вдоль кузова. В автобус вмещалось 12 - 18 человек, за смену с 10 до 16 часов перевозилось 120 - 180 человек. Первым водителем первого автобуса был Померанцев Агафангел Васильевич, 1908 года рождения, всю свою жизнь он посвятил автотранспорту.

В июне 1931 года на этом автобусе встречали гостей, прибывших на празднование 10-летия Марийской автономной области, 21 июня 1931 года он начал курсировать по маршруту "Гостиница "Онар" - Железнодорожный вокзал", следуя по улицам: Советская, Горького, Волкова и опять Советская, потому что часть улицы Советской была в непроезжем состоянии. Это был первый городской маршрут в Йошкар-Оле.

21 мая 1934 года считается Днем рождения транспорта общего пользования в нашей республике.

В июне 1934 года был получен 1 автобус, вышедший из восстановительного ремонта, а к началу 1935 года база Автогужтреста состояла из 2-х грузовых автомашин и 2-х старых автобусов марки ГАЗ-03-30 и рабочих лошадей.

Постепенно автобусные перевозки в городе Йошкар-Оле начинают развиваться. Маршрут "Железнодорожный вокзал - Гостиница "Онар" продлен до аптеки № 1, открыт новый маршрут "Аптека - Княжна". Вскоре открываются трактовые маршруты из Йошкар-Олы в Сернур, Новый Торьял, Яранск и Санчурск. Но...

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Пассажирские перевозки во время войны не осуществлялись. Все лучшие автобусы и автомашины были переданы в Красную Армию. Пассажирские перевозки возобновились только 12 октября 1945 года. К этому времени было получено после восстановительного ремонта 2 автобуса марки ЗИС-16 и 1 автобус ГАЗ-AAA. До конца 1945 года было перевезено почти 60 тыс. пассажиров. Этим занималась Йошкар-Олинская автотранспортная контора. Она же осуществляла грузовые и таксомоторные перевозки. Пассажиры перевозились на автобусах, грузотакси и грузовых автомобилях в попутном направлении.

В послевоенный период с мая 1945 года по апрель 1957 года начальником управления автотранспорта при Совете Министров Марийской АССР был Байдаровцев Павел Иванович - участник Великой Отечественной войны. В феврале 1956 года Байдаровцевым П.И, был подписан приказ №39 "Об организации Йошкар-Олинского пассажирского автохозяйства". В нем говорилось, что на производственной базе ликвидированной Йошкар-Олинской автороты №2 организовать Йошкар-Олинское пассажирское автохозяйство, передав ему автобусы, грузовые и легковые таксомоторы из Йошкар-Олинской АТК, бывшее административное здание и автовокзал по улице Волкова. Начальником был назначен Кудрявцев Вениамин Алексеевич. Парк состоял из 37 автобусов, 24 грузотакси, 10 легковых таксомоторов и 5 хозяйственных автомашин.

Постепенно парк пополнялся. Территория гаража стала мала, и пришлось переносить частные дома, чтобы расширить стоянку. Начинается строительство автостанций в районных центрах республики: Оршанке, Советском, Новом Торъяле, Куженере и т.д. с тем, чтобы создать более комфортные условия для пассажиров и организовать кассовую продажу билетов. В это время пассажирские перевозки осуществляются по 6 городским маршрутам, протяженностью 25,4 км., 3 пригородным: в Семеновку, Кучки и Юшково и 3 междугородним: в Фокино, Оршанку и Новый Торъял. На междугородних маршрутах работали грузотакси. В предприятии в 1956 году работало 343 человека: из них водителей 132, а ремонтных рабочих 52,- была своя бензоколонка, построена ремонтная мастерская на 6 машиномест.

В период с 1965 по 1967 год в Йошкар-Оле строился первый автовокзал. Руководил строительством Кардаков Василий Иванович. Он был и первым директором автовокзала. А 1 января 1968 года автовокзал принял первых пассажиров.

В 1960 году в Йошкар-Оле перешли на единый тариф за проезд в автобусе - 50 копеек. Только маршрут №4 "Кирзавод - Заводы" оставался двухзональным. Автобусы шли через аптеку № 1. У кондуктора имелось два рулона билетов, выкрашенных в красный и синие цвета. Каждый был действителен только в своей зоне. С 1961 года, после денежной реформы, перешли на единый тариф - 5 копеек.

С 1963 года начинается переход на бескондукторную работу в г. Йошкар-Оле. В это же время получают развитие садоводческие товарищества. Специально для них открываются автобусные маршруты "Вокзал - Сады Нолька", а городской маршрут №4 "Кирзавод - Заводы" продлен до Сосновой рощи. Открываются автобусные маршруты до населенных пунктов: Шулка, Пектубаево, Азаново, Азяково, Краснооктябрьский, а также 2 межреспубликанских маршрута "Йошкар-Ола - Яранск" и "Йошкар-Ола - Казань".

В период с 1962 по 1965 годы произведена нумерация автобусных маршрутов: городских - с №1, пригородных - с №101, междугородних - с №201. В это же время продлевается час пик за счет сдвига начала и окончания работы крупных предприятий г. Йошкар-Олы. Все это способствовало увеличению пассажирских перевозок в среднем на 20% в год. Легковые таксомоторы и грузотакси, находились в автохозяйстве до декабря 1959 года. В дальнейшем было образовано специализированное таксомоторное хозяйство №2.

В 1969-1970 годах вводится форменная одежда для работников пассажирского транспорта.

В 1970 году начинается строительство нового гаража по улице Строителей, 54. В основном строительство гаража было закончено, и он был сдан в эксплуатацию в 1976 году. Это производственный корпус, механическая мойка автобусов, котельная, трансформаторная подстанция, открытая стоянка на 150 автобусов, зона текущего ремонта, склады и т.д. Руководил предприятием в это время Морозов Виктор Васильевич, а заместителем директора по строительству был Лисин Александр Яковлевич.

К 2000 году износ подвижного состава составил более 80%. Президент Марий Эл Л.И. Маркелов неоднократно подчеркивал, что обеспечение населения качественными и доступными услугами пассажирского транспорта является одной из важнейших государственных функций.

С 2001 года парк автобусов стал пополняться современной техникой. Так, с 2001 по 2010 год за счет средств республиканского бюджета приобретено более 200 автобусов КАвЗ и ПАЗ различной модификации для государственных автотранспортных предприятий Марий Эл.

В 2007-2008 гг. обанкротилось Йошкар-Олинское ПАТП-1 из-за неуплаты налогов. На его месте было создано ГУП Республики Марий Эл "Пассажирские перевозки". Численность коллектива Йошкар-Олинского ПАТП-1, состоявшая из более чем 1300 человек, в ГУП РМЭ "Пассажирские перевозки" снизилась до 700 с небольшим человек.

За 2012 год убыток предприятия составил 55 миллионов рублей. Несмотря на это, бюджетное финансирование сократилось еще на 20%. В мае 2013 года предприятие ГУП РМЭ "Пассажирские перевозки" вновь было подвергнуто банкротству, и коллектив, выполняющий социальные перевозки, был переведен в ГБУ Республики Марий Эл "Автотранспортная компания" с сокращением численности до 525 человек.

С 1 сентября этого же года коллектив предприятия начинает работать в ООО "Пассажирские перевозки", учредителем которого становится Звениговское АТП. Все эти многочисленные переименования никак не улучшили положение социального перевозчика, ведь проблемы в транспортной отрасли остались прежние. Вновь предприятие стало копить миллионные долги.

Отчаявшись найти поддержу у правительства Республики Марий Эл, транспортники пошли на крайние меры. На конференции трудового коллектива ООО "Пассажирские перевозки" 6 марта 2014 года было принято единогласное решение о забастовке с 17 марта.

Забастовка ООО "Пассажирские перевозки", длившаяся пять недель, закончилась ликвидацией предприятия. Имущество автобусного парка, маршруты и подвижной состав перешли в руки частных организаций.

Петр Николаев, по материалам книги "Музей истории и трудовой славы Йошкар-олинского ПАТП-1", М.Г. Парашина, Йошкар-Ола, 1996 г.

Маршруты
Маршруты транспорта Йошкар-Олы

Выберите из списка нужный номер, чтобы посмотреть информацию о маршруте:


Новости
5 ноября 1970 года. Этот день вошёл в историю Йошкар-Олы. По единственному тогда городскому маршруту «Депо – завод ЖБиК» проехали первые троллейбусы. С тех пор этот вид общественного транспорта прочно вошёл в нашу жизнь.

Наверх

© 2024 Интернет-проект Йолатранс. Все права сохранены. Возрастное ограничение 12+