10 мая 2014 г.

Новости » Глас народа » Размышления на тему пассажирских перевозок

Размышления на тему пассажирских перевозок

Пока социальный транспорт едва сводит концы с концами, выбирая между снижением качества услуг и повышением стоимости проезда, оголтелый маршруточный бизнес в Йошкар-Оле продолжает процветать. Однако априори коммерческая компонента отрасли пассажироперевозок как основная и главная - ошибка.

Подвижность населения

От того, насколько грамотно и четко организована работа общественного транспорта, зависит здоровье и качество городской экономики. Ведь один из самых основных критериев этой экономики - подвижность населения, от которой в свою очередь зависят: уровень деловой активности, спрос на услуги и товары. В современном городе подвижность населения способна заметно увеличить эти показатели и является одним из драйверов развития городской экономики в целом. Экономисты, основываясь на известных нам статистических наблюдениях, давно пришли к выводу, что устойчивое транспортное сообщение заметно повышает продажи и покупательскую активность в близлежащих торговых точках.

Возможность пересадок

Сегодня у йошкаролинцев очень пользуются популярностью автобусы малой вместимости. Садясь в маршрутку, пассажир ошибочно полагает, что поездка без пересадок от дома до любого места - отличный шанс проехаться с ветерком в "отдельном" транспорте. Однако коммерческая система пассажирских перевозок крайне убыточна для транспортной системы и экономики города. Причин для этого несколько. Во-первых, социологи установили, отсутствие пересадок сильно снижает покупательскую и торговую активность жителей. Например, если моя маршрутка едет от работы до дома, то я не зайду в торговый центр посреди пути, я просто куплю молоко или хлеб в киоске рядом с домом. А возможность пересадок дает людям ощущение города как единого целого, а не набора нескольких остановок и отдельных локальных магазинчиков, кафе... Не зря современные архитекторы рассматривают остановки общественного транспорта как миниатюрные общественные зоны.

Во-вторых, возможность пересадок позволяет пассажиру более гибко выбирать транспорт и маршруты, оптимизируя свой намеченный путь. Сегодня коммерческие маршруты составлены таким образом, что они проходят через все пассажирообразующие улицы. По сути, маршрутки делают ненужные петли и тратят свободное время пассажиров. При наличии удобных пересадочных узлов значительно снизится время оборотного круга практически на всех маршрутах. Это позволит снизить нагрузку на дороги, а также гибко подобрать класс и вместимость пассажирского транспортного средства для конкретного маршрута.

Стимулирование спроса

Еще один важный критерий для полноценной деятельности общественного пассажирского транспорта - это стимулирование спроса на транспортные услуги в целом по городу. Чем лучше, комфортнее общественный транспорт - тем меньше пользование легковыми автомобилями. Спрос на социальный транспорт поможет снизить издержки городской экономики, связанные с пробками, экологией, расходованием городского пространства на нужды транспорта. Управляя предложением в сфере общественного транспорта, можно регулировать спрос на индивидуальный транспорт. Как показывает практика, одно лишь ограничение пользованием личным авто не эффективно.

В Советском Союзе при плановой экономике деловая активность или потребительский спрос, мягко говоря, никого не волновали. А вот на западе о них были вынуждены думать. И одна из ключевых вещей, которые там были придуманы - это повременная оплата, взимаемая за пользование транспортной системой города. У нас пассажир покупает билет и оплачивает посадку в салон конкретного транспортного средства конкретного маршрута. Это самая вульгарная форма отношений между пассажиром и перевозчиком, в которой вовлеченность города присутствует только на этапе утверждения максимального тарифа перевозки. Такая форма не позволяет стимулировать подвижность и пересадочность населения, кроме этого, она не дает гибких инструментов для управления спросом (например, дисконтом).

Дисконтные программы

Следующий важнейший инструмент - это дисконтные программы в рамках долгосрочных проездных билетов. Покупка долгосрочного проездного (например, на неделю или месяц) стимулирует подвижность граждан. Купив проездной, его владелец не начинает кататься на транспорте без дела, а повышает свою потребительскую активность с одной стороны и резко увеличивает пересадочность с другой стороны. Долгосрочные билеты повышают лояльность пассажира к общественному транспорту. Принципиально важно и то, что долгосрочные проездные являются лучшим средством борьбы с безбилетным проездом при системе контроля оплаты контролерами. Если человек оплачивает разовую поездку, то он каждый раз в салоне принимает решение о том, поступить ему честно или сэкономить. Если же он купил проездной, то он уже честно оплатил свои поездки оптом и за ним не требуется устанавливать дополнительный контроль. К тому же, решая на чем ехать, человек оценивает разовую поездку, и вероятность выбора в пользу личного автомобиля будет выше. Но, при наличии проездного, он, вероятнее всего, выберет общественный транспорт.

Движение - жизнь

Пожалуй, полноценное обеспечение населения общественным транспортом можно сравнить с городским водоснабжением: подобно тому, как наличие или отсутствие воды в домах влияет на здоровье и качество жизни людей, также отлаженная работа отрасли пассажироперевозок влияет на здоровье и экономическое развитие Йошкар-Олы. Я более чем уверен, что все мариэльские чиновники любят свой город, республику. Только почему-то оставить некоторые микрорайоны без воды они пока не решаются, а вот оставить некоторые микрорайоны без общественного транспорта - могут.

Олег Завалишин.

Все права сохранены © Общественный транспорт Йошкар-Олы

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://yolatrans.ru/news/read/razmyshlenija_na_temu_passazhirskih_perevozok.html