Общественный транспорт Йошкар-Олы

Опросы
Довольны ли Вы работой транспорта Йошкар-Олы?
Полностью
Частично
Скорее нет
Недоволен

Непорядочная маршрутка

Непорядочная маршрутка

Ежедневно десятки тысяч йошкаролинцев пользуются услугами маршрутных такси. Но о механизме работе этого вида пассажирского транспорта основная масса пассажиров знает только поверхностно или не знает вообще ничего.

Слабый контроль

Сегодня каждый водитель маршрутного такси - фактический собственник бизнеса, так как владеет микроавтобусом и обилечивает пассажиров. Часто маршрутки принадлежат одному ИП, а иногда ищут водителя со своим автобусом. Нередко автобусы "ночуют" под окнами и выезжают на линию без всякого контроля в условиях тотальной экономии. Сколько пассажиров перевозится коммерческими автобусами подсчитать невозможно, так как на маршрутах работает почти всегда больше машин, чем прописано в документах. В итоге, никакой строгой финансовой отчетности так же не существует. В нарушение трудового распорядка некоторые водители работают без выходных. Так, не очень давно был случай, когда в Сомбатхее маршрутка врезалась в столб из-за заснувшего, со слов очевидцев, водителя. По закону, путевку водителям всех маршруток должны подписывать механик и медик. Но на деле путевки подписываются завтрашним днем за счет ежедневно сдаваемых денег хозяину маршрута.

Водители не имеют никаких социальных фондов, по факту никто не контролирует их состояние здоровья. Нередко на маршрутах работают люди, отсидевшие на зоне и те, кого уволили из муниципальных автопарков за разные нарушения. К слову, уровень квалификации водительского состава на маршрутах - это прямое следствие финансовой структуры частных перевозчиков. Это не "случайность, которую можно легко поправить".

Отсутствие финансовой дисциплины

Ни для кого не секрет, что финансовая деятельность бизнеса маршруток идет мимо бюджетов всех уровней. ИП регистрируются на упрощенном налогообложении, то есть платят 6%. При этом не показывают реальную прибыль, учитывать которую кому-либо извне просто нереально. По сути, вывод маршруток в белую экономику мог бы резко повысить доходность городского и республиканского бюджетов. При этом муниципальный транспорт платит: во все страховые пенсионные фонды порядка 40% от фонда оплаты труда, налоги на прибыль и имущество. В структуре себестоимости билета для муниципального транспорта 60% уходит на фонд оплаты труда. Плюс к этому муниципальные предприятия повышают качество навыков рабочего персонала, вкладываются в обучение, доплачивают за высокую квалификацию работников.

Микроавтобусы одного маршрута друг другу конкуренты, а соседних маршрутов - конкуренты вдвойне. Поэтому они нередко носятся по улицам, как угорелые. Естественно, в такой системе бизнеса пассажирских перевозок практически невозможно ввести проездные билеты: невозможно понять, кто какие финансы кому должен будет перечислять. А вся система построена на том, что кто-то у кого-то "урвет" больше денежных пассажиров. У муниципального транспорта, и так задушенного налогами, едва хватает средств, чтобы сводить концы с концами. К тому же, многие маршрутки дублируют его маршруты зачастую даже на 100%. Попробуйте выиграть честно в карты у шулера, потом говорите о конкуренции муниципального транспорта и маршруток.

Отсутствие внимания со стороны федерального центра

К сожалению, федеральная власть самоустранилась от вопросов пассажирских перевозок в российских городах. Если во Франции новые трамвайные линии строят за федеральные деньги, а открывать их приезжает президент, то у нас "вопрос транспортного обслуживания" относится к компетенции местного самоуправления. Причем в бизнесе пассажироперевозок люди могут видеть только "верхушку айсберга": водители курят в салоне, разговаривают по сотовому во время движения, лихачат... Но масштаб экономических процессов, связанных с пассажирскими перевозками едва ли можно себе представить: то, что муниципальный транспорт устаревший и неконкурентноспособный не потому, что его нельзя обновить и сделать конкурентноспособным, а потому, что такая ситуация кое-кому выгодна - людям невдомек.

А как у них

Например, в Москве не боятся говорить, что маршрутка - крайне неэффективный способ перевозок людей. Там во всех автобусах действует система электронной оплаты проезда. Принцип работы общественного транспорта такой: город является заказчиком перевозок по фиксированному тарифу и заранее известному расписанию, поэтому все перевозчики равноправные участники тендера на маршрут. Конкуренция происходит только в кабинете, где проводится тендер. На улице пассажир вообще не видит никакой разницы: все автобусы в одинаковом технически-исправном состоянии, водители одинаково подготовленные, к оплате принимаются единые билеты, действуют все виды проездных.

Департамент транспорта Москвы (далее Дептранс) сам составляет расписание и собирает всю выручку через электронные карты, на основании данных ГЛОНАСС контролирует выполнение транспортной работы как муниципальными, так и коммерческими перевозчиками по маршрутам с единым утвержденным расписанием. И на основе фактически выполненной работы, с добавлением штрафов или премий, выплачивает перевозчику гонорар. То есть никакой конкуренции на улице, никаких нарушений расписания, никаких аварийно-опасных автобусов на маршрутах города нет. Дептранс платит за фактический пробег автобуса плюс премия, если не было аварий и нарушений графика.

К такой системе перешла Казань, скоро перейдет Самара. Механизм новой системы не запрещает работу маршруток, но позволяет контролировать доход перевозчиков для справедливого налогообложения, искоренить эксплуатацию парка маршруток без расписаний, не допустить работу без проездных билетов, учитывать нарушения ПДД и правила перевозки пассажиров, пресечь уход от налогов. Такая система работы пассажирского транспорта максимально приближена к европейской модели.

К чему стремиться?

Йошкар-Ола сегодня смело шагает в ногу со временем - строит современные дворцы спорта, стадионы, перенимает опыт использования передовых технологий в различных производственных и инфраструктурных проектах. Пришло время осуществить новый, ультрасовременный проект - революцию в отрасли пассажирских перевозках. Жители Марий Эл с благодарностью примут и поддержат новую систему работы общественного транспорта, а республика обретет прибавление финансовых средств в бюджет, плюс - отлаженную работу автобусов, троллейбусов и маршруток.

Юрий Широков.

При полном или частичном использовании текстовых материалов и иной информации гиперссылка на источник обязательна.

4 сентября 2013 г. / Просмотров: 2792 / ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Маршруты
Маршруты транспорта Йошкар-Олы

Выберите из списка нужный номер, чтобы посмотреть информацию о маршруте:


Новости

В связи с многочисленными обращениями граждан, с 4 сентября 2017 года будет возвращена прежняя схема движения троллейбусного маршрута №10 в части следования от остановочного пункта "ул. Гайдара" по ул. К. Либкнехта, Ленинскому проспекту, ул. Петрова.

Наверх

© 2017 Интернет-проект Йолатранс. Все права сохранены. Возрастное ограничение 12+