Общественный транспорт Йошкар-Олы

Опросы
Активных опросов нет
Главная » История развития йошкар-олинских маршруток

Маршрутные такси в Йошкар-Оле работают с незапамятных времен. Предположительно, с 1977 года. Начало им положило ПАТП-2. Для работы использовались автобусы РАФ-2203 (были модификации 2203-01, 22038-01). В конце 90-х наблюдалось 4 экземпляра, работавших на самых разных маршрутах. Направление на тот или иной маршрут давал, как и полагается, диспетчер. Кто следил за пассажиропотоком в течение дня - неизвестно. Первые частные операторы появились в конце 90-х. Первый частный автобус - зеленый РАФ-2203 ездил по маршруту №1А уже в 1998 году. Позже приобрели "Газель". Она работала на маршруте 1Б или 3, как хотел водитель, видимо.

"Бум" случился в 1999 году, когда на средства республиканского бюджета были приобретены 48 автобусов ГАЗ-322132. Не все сразу, а постепенно. В 1999 году планировалось их и направить в ПАТП-1. Но из-за отсутствия в парке необходимого оборудования для сервиса (подъемные механизмы) их перенаправили в МП "ТТ". Сначала на улицах появилось 2 "кремовых" автобуса с зелено-красными наклейками "Маршрутное такси", "Муниципальное предприятие троллейбусного транспорта". Первый был замечен на 3 маршруте. Через несколько дней пригнали еще 3 машины, потом еще 2, еще 4 и т.д. Пока всего не стало 48 единиц. Параллельно выходили на работу, осознав возможность подзаработать, владельцы стареньких "Рафиков". А кто успел подсуетиться и заработать, покупали "Газели", чаще новые, но некоторые - подержанные.

Все микроавтобусы работали по существовавшим маршрутам автобусов, позднее и троллейбусов. Больше всех их было на маршруте №1. В часы пик интервалы достигали нескольких секунд, поскольку автобусов было немереное количество - более 40 в каждую сторону. Каждый старался подрезать конкурента. Тогда все были конкурентами, работая на себя. Позднее частники стали объединяться в группы, чтобы работать организованно, соблюдать очередь. Каждое воскресенье "единичники" проводили собрания для обсуждения разных вопросов, связанных с их бизнесом.

Весной 2001 года из города частники ринулись покорять садоводов. Думали, что с городских линий народ исчезнет и будет находиться на Привокзальной площади. Сезон открылся. Так и случилось. Но не усмотрели они, что здесь работают другие частники на автобусах ПАЗ и КАвЗ (последних позднее перестали допускать). Ребята "вежливо" просили по-хорошему убраться. Кто не хотел по-хорошему - тех начинали выживать.

В 2001 году возникли не совсем правильные идеи организовывать собственные маршруты (для ясности: новый маршрут, согласно технической литературы, организуется при проектировании города, учитывается предполагаемый пассажиропоток, места "пассажирообразования", согласуется с администрацией города, транспортной организацией, дорожными службами, ГИБДД...). Если бы все автобусные маршруты ПАТП-1 как следует обслуживало, то маршрутные такси удалось бы оттеснить. А грамотная политика перевозок могла бы вообще их исключить (в Коломне их вовсе нет).

В 2003 году маршрутные такси стали работать и в ЙПАТП-1. Автобусы ПАЗ-32050R в этом году были приобретены и направлены на городские маршруты №№ 1, 2, 7, 9. Иногда появлялись на других линиях, как-то даже и на "шестерке". Также для дополнения были перебиты номера нескольких старых 3205 из 3-й колонны в первую (16, 52, 57 и другие).

На сегодняшний день маршрутные такси работают более организованно, чем на начальной стадии. Запрещена перевозка пассажиров стоя, если конструкция автобуса этого не позволяет, необходимо пристегиваться ремнем безопасности.

По состоянию на 2015 год в Йошкар-Оле действуют 13 коммерческих автобусных маршрутов, по которым работает свыше 350 микроавтобусов. Постепенно перевозчики отказываются от 13-местных "Газелей", отдавая предпочтение более вместительным Фордам, Пежо, Фиатам и Мерседесам.

Андрей Кожин.

Маршруты
Маршруты транспорта Йошкар-Олы

Выберите из списка нужный номер, чтобы посмотреть информацию о маршруте:


Новости
5 ноября 1970 года. Этот день вошёл в историю Йошкар-Олы. По единственному тогда городскому маршруту «Депо – завод ЖБиК» проехали первые троллейбусы. С тех пор этот вид общественного транспорта прочно вошёл в нашу жизнь.

Наверх

© 2024 Интернет-проект Йолатранс. Все права сохранены. Возрастное ограничение 12+